Общая схема поэтапной лекторской
деятельности, составляющая структуру основ лекторского мастерства
1-й этап
Аналитический
Проблемный анализ темы; формулировка основных (конструктивных) вопросов; поиск
ответов на основные вопросы в теории
Теоретическая концепция лекции
2-й этап
Стратегический
Определение „образа" аудитории ;
формулировка целевой установки;
задачи, сверхзадачи,
формулировка тезиса и рекламного заголовка
Рабочий тезис и рекламный заголовок лекции.
3-й этап
Тактический
Отбор фактов, аргументов, иллюстраций; выбор способов и приемов, активизирующих
мыслительную деятельность слушателей; выбор средств, привлекающих внимание и
интерес на разных этапах; разработка композиции
Общий план и композиции лекции
4-и этап
Редакционный
Вычитка - исправление неверно и неточно использованных слов, выражений, замена
выражений, свойственных письменной речи, формами устной речи; разъяснение
сложных терминов и понятий, избавление от лишних слов, повторов, неблагозвучных
сочетаний; поиск наиболее ярких, действенных слов и выражений;
очистка текста от речевых штампов; облегчение и упрощение синтаксического строя
речи
Отредактированный, и произнесенный вслух текст лекции.
5-й этап
Рабочий (аудиторный)
Ориентация в конкретной аудитории и корректировка тактики лекции в соответствии
с реальной ситуацией;
произнесение лекции, установление контакта со слушателями; изменение тактики в
процессе самоконтроля и в результате „ обратной связи"со слушателями
Лекция
6-й этап
Контрольно-итоговый
Самоанализ: уяснение причин достоинств и недочетов, удач и неудач; изучение и
анализ мнений организаторов лекций и слушателей;
совершенствование текста лекции с учетом результатов итогового контроля
Отредактированный текст, и рабочий план лекции